Юрий Голик: «Великое будівництво» наводит порядок в головах, бюджете и сшивает страну
Построить ясли-сад всего за десять месяцев. Строить и реконструировать рекордный километраж дорог. Открывать спортивные объекты международного уровня. Это реальность, которой сейчас живет Украина, это программа «Велике будівництво».
Один из ее создателей, Юрий Голик, помог масштабировать на всю страну те принципы, которые показали свою эффективность в отдельно взятой Днепропетровской области в бытность его советником губернатора. За это время, как говорит сам эксперт, он научился создавать алгоритмы того, как в бюрократической системе воплотить задуманное в кратчайшие сроки и знает, как построить школу и дорогу за 11 месяцев, а не за 11 лет. Как на этих принципах работает «Велике будівництво», Голик рассказал в интервью Максиму Бахматову.
Как родилась идея «Великого будівництва» - строить как можно быстрее и качественнее
Есть такое понятие как Фонд государственного развития (ДФРР). Каждый год – это 6-7 миллиардов гривен, которые по странной формуле отдаются в области на осуществление инфраструктурных проектов.
Когда в кабинете министра Гончарука мы взяли ДФРР 2019 года – мы увидели там 867 строчек. То есть 867 объектов. На 6,5-7 миллиардов страна строила 867 объектов. Там была такая простая колонка, она называется «рік початку будівництва» 2013 год, 2008, 2015 год. Не было ни одного объекта, который бы, допустим, начали строить в июле 2018 года, а закончили в июле 2019. Они все строились 2-3 года.
А что происходит с любым объектом, учитывая факт, что у нас минимальная зарплата два раза в год повышается и из-за этого повышается инфляция? Он дорожает. Каждый раз, когда у тебя изменяются показатели, ты корректируешь проект. Во-первых, корректировка тоже стоит денег. Во-вторых, ты начинаешь строить садик за 50 миллионов, достраиваешь до 40 миллионов и потом, например, курс доллара вырос, поменялись цены на стройматериалы, инфляция. Ты пересчитываешь, получается уже 70 миллионов. Достраиваешь до 60, а потом проходит третий год, и стоимость опять растет. Частично, думаю, так делали специально. Чтобы больше тянуть из бюджета. А еще это низкое качество государственного менеджмента.
В чем наша логика? Строить как можно быстрее и без потери в качестве. Логика была очень простая – давайте выберем все объекты в этой стране, которые кто-то когда-то начинал. Давайте их просто возьмем и в этом году закончим. Чтобы на 1 января 2021 года из 100% «недостроев» по всей стране осталось максимум 10% - тех, по которым есть какие-то вопросы касательно их целесообразности либо проблемы в документах. Параллельно с этим, в рамках 2020 года достраивая вот этот весь беспорядок, проектировать новое.
Перестали размазывать деньги тонким слоем
Как в этом году произошло. Раньше ДФРР и Дорожный фонд размазывали деньги тонким слоем. Дороги делали ямочным ремонтом, а в школах окна и крыши замазывали скипидаром. Сейчас сказали нет, смотрите, мы делаем 4 000 км вот таких дорог, мы делаем 2 500 местных дорог, мы делаем 100 школ, 100 садиков, 100 стадионов. И открываем 210 приемных отделений, в каждое из которых покупаем стандартный перечень оборудования.
Есть классическая история – Запорожские мосты. Вот по состоянию на сейчас работу ведут уже круглосуточно, и правая часть моста поедет в этом году. Соответственно, мост поедет в одну сторону. Преображенский мост, который стоит рядом, поедет в другую сторону. Более того, в следующем году сделают вторую сторону и фактически за 2 года вместо 4, которые мы обещали, и тогда мост поедет. Всё, это же простая задача. Просто возьмите и сделайте. Если это кому-то надо – это делается.
Точно такая же история была с трассой Запорожье - Мариуполь. Прожжённые укравтодоровские чиновники рассказывали какие-то басни на совещании у президента: мол, это нельзя, то нельзя, так не делается, а так никто не делает. Но мы просто взяли и за 68 дней 130 км достроили. То есть там 3 года строили 70 километров, а мы за 68 дней построили 130 км. Все же очень просто.
Когда мы строили Запорожье-Мариуполь, то с Кубраковым (глава Укравтодора – прим.авт.) были там много раз. Я чуть больше, потому что он уже был нардепом. Приезжаешь в машине затонированной, своими глазами смотришь и видишь, что происходит. Уже отличаешь, как асфальтоукладчики стоят, это большая компания или маленькая, правильно они делают или нет. Ты людей в лицо начинаешь узнавать, если выходишь и начинаешь с ними общаться. Они же не знают, кто ты. Ну, приехал дядя на машине. Тебя невозможно обмануть. Для того, чтобы понимать, чем ты управляешь, этим нужно заниматься.
Откуда деньги на «Велике будівництво»
Раньше эти деньги не концентрировались. Раньше, допустим, на примере школ было как? Говорили, мол, давайте в 300 школах заменим окна, а потом ещё в 300 школах поменяем на следующий год крышу, а потом ещё может быть там по пандусу сделаем. А сейчас давайте не 300, пусть 100, но мы сделаем их полностью. В следующем году – следующие сто. То есть ты начал их видеть. Ты видишь, что делается не 300, а 100, но они делаются полностью.
С точки зрения денег на дороги, во-первых, Дорожный фонд заработал на 100%. В прошлом году было 75. Во-вторых, Укравтодор под госгарантии прокредитовался. И в-третьих, мы точно понимали, что в бюджете есть деньги, которые с той или иной программы можно забирать. Сейчас бюджет на дороги более 100 миллиардов. У Укравтодора где-то 85 и 22 у областных администраций, даже больше, где-то 107-108.
По плану в этом году Укравтодор делает и строит в стране 4 000 км дорог. В прошлом году было 800, а сделано из которых 130 – это наши Запорожье- Мариуполь. И областные администрации должны сделать 2,5 тыс км. Итого, 6,5 тыс км. А в следующем году, мне кажется, Укравтодор должен делать 7-8 тысяч километров. То есть увеличивать в 1,5-1,7 раза километраж этого года.
Это еще история про другое качество жизни, потому что Украина - огромнейшая страна, а многие не могут ездить по стране, потому что нет дорог. Я когда-то говорил о том, что я хочу, чтобы человек из Мариуполя сел на легковую машину и доехал до Львова. Вот сейчас из Мариуполя мы доезжаем до Запорожья, от Запорожья до Днепра. И сейчас мы активно делаем трассу Днепр-Решетиловка. Если в этом году мы ее закончим, то в принципе всё, уже дальше по трассе до Киева или до Львова человек сможет доехать. Все, страна сшита оказывается. Это качество жизни, просто сел машину и через сутки ты во Львове гуляешь. Ты свою страну знаешь, мы страну сшиваем. То есть, нам есть о чем общаться между жителями.
Что в областях: вместо беспорядка – системный подход
«Велике будівництво» – это проект, в котором каждому губернатору сказали: «Вот этот весь беспорядок, который до тебя кто-то строил, теперь ты его сжимаешь. 5 школ, 5 садиков, 5 стадионов. Ты заранее их нам даешь, и мы заранее по графику тебя гоним, как их строить. А пока ты их строишь, ты проектируешь следующий год». Их поставили в рамки, на выходе как горячие пирожки начали получаться эти садики, школы, с сентября начали открываться.
Мы, когда «Велике будівництво» на карту наносили, то понимали, что будет школа, к ней дорогу надо сделать. Обычно никто этим не заморачивался. То есть, школа здесь, дорога там. А если сделали школу, то надо рядом ещё и стадион поставить. И вообще, неплохо вокруг школы плиточкой выложить, чтобы бурьян не рос. Все это нужно целостно и законченно делать. Программа этому и учит, наводит системный порядок в головах, в бюджете: перестаньте делать ямочно, делайте километрами. Перестаньте делать 2 км – сделайте 100 км, там, где делали 300 м – сделайте километр.
Все областные администрации это сейчас делают. Кто-то лучше, кто-то хуже, но делают. Где-то с хорошими сроками, где-то с плохими. Где-то хромает качество, где-то наоборот. Но этот процесс пошел.
О роли Зеленского
Здесь была очень важна роль нового президента, который стал драйвером. Потому что президент сказал, что это его приоритет. Мир на Донбассе его приоритет, дороги и т.д. Идея получила одобрение Зеленского, он, как президент, задал направление. Дальше очень простая вещь – должен быть кто-то на уровне исполнителя, в данном случае это «Укравтодор» и Кубраков – его глава, который слышит президента и делает всё, чтобы запланированное было сделано.
Есть Координационный совет при Президенте. Его возглавляет Кирилл Тимошенко, весь контроль идет в том числе и оттуда. Потому что президент – глава страны, это его проект. Если есть его жесткая человеческая воля на исполнение – он будет исполнен. Дальше просто нужно подбирать исполнителей. Там, где есть исполнители, там всё едет. Если неправильно подобран исполнитель, ничего не будет. Сейчас процесс идет, и свои показатели эффективности есть у каждого ответственного за исполнение той или иной части этой программы.
Очень хочу, чтобы в этом году «Велике будівництво» завершилось с теми KPI (ключевые параметры эффективности – прим.авт.), которые были заложены. Второе – я хочу, чтобы успели запланировать работы на следующий год. Пройти все процедуры, чтобы в 2021 году не с марта, а с февраля начать, как погода позволит.
О том, «почему у Голика получается, а у других нет», какие уроки Юрий Голик вынес из общения с чиновниками за последние 6 лет и какие управленческие принципы помогут каждой области и Украине стать эффективными и повысить уровень жизни – читайте в продолжении.