Геннадий Гуфман: меценат или рейдер?
Днепропетровская область – уникальный регион в Украине, который дал старт в карьере многих известных политиков, ученых и экономистов.
Имена некоторых из них – например, Леонида Кучмы, Павла Лазаренко, Юлии Тимошенко, Александра Турчинова – известны не только в Украине, но и далеко за ее пределами. В то же время, имена некоторых из них до недавнего времени оставались неизвестны на всеукраинском уровне, поскольку в большой политике эти люди не делали активных шагов, а ограничивались лишь должностями на местном уровне.
Одним из таких персонажей является Геннадий Гуфман, в прошлом – депутат городского совета Днепра, а ныне – лоббист интересов Вадима Рабиновича и Виктора Медведчука в Днепре. Этого человека некоторые СМИ позиционируют как мецената и инициатора ряда социально ориентированных проектов. Но кем же он является на самом деле? Нужно разбираться.
С чего все начиналось?
28 августа 1970 года в семье жителей Днепропетровска Гуфманов родился сын Геннадий. По словам самого Гуфмана: «отец занимался телефонной связью, но ушел из жизни, когда мне было чуть больше трех лет, а мама сначала работала геологом разведчиком, позже трудилась на машиностроительном производстве в качестве технолога».
Согласно официальной биографии, Гуфман окончил Днепропетровский национальный горный университет (ныне – Национальный технический университет «Днепровская политехника») по специальности «Экономика предприятий». Во время учебы проявил себя достаточно активно: выступал с докладами в рамках украинских и международных научных конференций, таких, как «Дни науки – 2005» и «Экономика и маркетинг в XXI веке», кроме того слыл отличником по успеваемости. Также есть данные о том, что он окончил Днепропетровский химико-механический техникум (ныне – Днепровский политехнический колледж) по специальности «Эксплуатация автоматических устройств», однако в самом колледже на наш запрос ответили отрицательно: «Гуфман у нас не учился».
Трудовой путь, бизнес и госслужба
Но была и другая сторона медали: Геннадий Леонидович был что называется «трудным» подростком, поэтому первую свою работу она нашел в 16 лет благодаря так называемой «комнате милиции». За короткий период он сменил несколько профессий – от рабочего на заводе до директора нескольких предприятий.
В конце 1990-х – начале 2000-х Гуфман работал экономистом и начальником отдела материально-технического обеспечения и сбыта на заводе, затем был менеджером совместного украинско – немецкого предприятия «Диксико ЛТД», а позже стал коммерческим директором предприятия «Техинвест».
Согласно данным платформы «YouControl», Гуфман является собственником и бенефициаром ряда предприятий. В их числе - общество с ограниченной ответственностью «Никопольский краностроительный завод». Это крупнейший производитель грузоподъемного оборудования в бывшем СССР и в независимой Украине.
К слову, в 2011 году этот завод был признан банкротом по причине долгов перед несколькими частными предприятиями – «Даор» и «Анта». Сумма задолженностей завода перед «Даором» составила более 180 000 гривен. Тогда же был назначен управляющий завода – им стал Александр Ермак.
Интересен тот факт, что на сайте «YouControl» существует два предприятия с одинаковым именем - ООО «Торговый дом Никопольский краностроительный завод», которое обозначено как банкрот, а также собственно ООО «Никопольский краностроительный завод», статус которого указан как «Не пребывает в состоянии ликвидации». Учредителем этих предприятий является все тот же Гуфман.
В 2009 году в жизни Гуфмана произошел неожиданный поворот: он стал депутатом городского совета Днепропетровска. Параллельно он стал отвечать за имущественные права и работу с недвижимостью, заняв место директора соответствующего коммунального предприятия. Чуть позже он возглавил комиссию городского совета по вопросам коммунальной собственности. Однако до сих пор нет ответа на вопрос – что способствовало его успеху? Личные качества? Авторитет? Или поддержка со стороны Партии Регионов, от которой он баллотировался в городской совет?
Находясь на этом посту, Гуфман перевел из коммунальной в частную собственность 96 объектов недвижимости, оценочная стоимость которых составила почти 43 000 000 гривен. Официально эти помещения принадлежали коммунальному предприятию Гуфмана, пока в 2012 году их не передали на баланс коммунального предприятия «Специализированный ремонтно-строительный участок» (СРСУ). Фактическим одним из собственников помещений оказалось ООО «Солярис», сделки с которым оформила Яна Гуфман, его супруга и по совместительству – юрист.
Причиной передачи помещений стало решение Хозяйственного суда Днепропетровской области, согласно которому СРСУ было признано банкротом. По данным некоторых СМИ, оно якобы задолжало кредиторам из числа частных компаний почти 67 000 000 гривен, а расплатиться было нечем, поэтому решили отдать долги не деньгами, а помещениями.
Автор: Газета «Лица»
Естественно, эта история не могла остаться незамеченной – городская мэрия расторгла кабальный договор с новыми собственниками и вернула часть объектов в собственность громады Днепра. Что касается самого Гуфмана, то в сентябре 2013 года он был уволен с должности главы комиссии. Тем не менее, Геннадий Леонидович не признал обвинений в свой адрес и считает, что решение о продаже объектов частным компаниям было правильным, поскольку «коммунальные предприятия задолжали перед Пенсионным фондом, а люди не получали зарплаты».
Конфликт с Корбаном. Вилкул и Рабинович
Геннадий Гуфман пришел в политику благодаря покровительству со стороны Александра Вилкула, экс – главы Днепропетровской ОГА, первого вице – премьера в правительстве Николая Азарова, народного депутата сначала Партии Регионов, а затем – «Оппозиционного блока». Им приписывают еще одну не менее известную махинацию с государственным предприятием «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт трубной промышленности им. Осады» (НИТИ). Это предприятие занимается изготовлением стволов для систем залпового огня «Смерч» и «Град».
В течение 3 лет (2012 – 2015 гг.) люди Вилкула и Гуфмана вывели из собственности предприятия два здания производственных помещений государственного предприятия, приспособив их под комплексы «общественного питания» и «спортивно - оздоровительный».
Об этом красноречиво говорят документы Агентства Украины по вопросам госиммущества.
И вновь не обошлось без участия супруги Геннадия Леонидовича – благодаря ей, эти два помещения купила фирма «Инвест - Групп». Ориентировочная сумма сделки тогда составила около 5 с половиной миллионов гривен, тогда как рыночная стоимость этих объектов недвижимости составила около 30 000 000 гривен.
Одним из основателей этой фирмы является Евгений Лифшиц, бизнес – партнер Гуфмана, по совместительству – собственник известного здания Общества Красного Креста, которое ранее входило в реестр объектов культурного наследия Днепра. В ноябре 2018 года депутаты городского совета Днепра своим решением разрешили Лифшицу пустить уникальное строение под снос. На его месте сейчас строится жилищный комплекс «Женева» и уже объявлено о продаже квартир.
В начале 2015 года вспыхнул конфликт между «УКРОПОМ» и «Оппозиционным блоком», причиной которого стал передел собственности. Однако в октябре того же 2015 года один из основных оппонентов Гуфмана – Геннадий Корбан – был задержан у себя дома сотрудниками СБУ. Гуфману удалось выйти «сухим из воды», однако он пропал из публичной политики на некоторое время и вернулся лишь в 2018 году.
Общественная деятельность и благотворительность: на что живет и чем занимается Гуфман.
Как мы уже сообщали ранее, в 2018 году он вернулся в политику, на сей раз в качестве главы днепровской городской организации партии «Опозиційна Платформа - За Життя» (лидеры – Вадим Рабинович и Виктор Медведчук). Неудивительно, что эта партия имеет общий электорат и близка по взглядам к «Оппозиционному блоку» - ведь обе политические силы появились на обломках Партии Регионов.
Начиная с лета 2018 года имя Гуфмана вновь стало на слуху в Днепре. Нужно отметить, что с этого времени многие средства массовой информации Днепра вспоминают Геннадия Леонидовича в позитивном ключе. По его инициативе, в городе состоялись памятная акция «Дякуємо За Життя» (в честь 75-ой годовщины освобождения Украины от нацистов), спортивные мероприятия «Дворовые игры» (проходят каждый год на разных жилмассивах Днепра для взрослых и детей), молодежный квест «ЗА_ЖИгай», где молодые люди имели возможность выиграть «iPhone X» и другие гаджеты.
Также по инициативе общественной организации «Народное партнерство», учредителем и главой которой является все тот же Гуфман в Днепре проводится ежегодный конкурс «Городские цветы». Суть его сводится к следующему: горожане должны два раза в месяц фотографировать цветущие клумбы возле своих домов и присылать фотографии в группу мероприятия «Городские цветы» в Facebook. Далее организаторы выбирали троих победителей и награждали их призами в виде новых саженцев.
И это – далеко не полный список проектов Гуфмана, реализуя которые он не просто пытается обелить свою репутацию после нашумевшей истории с объектами недвижимости, а активно работает на раскручивание положительного имиджа в глазах избирателей (как своего, так и партии, куда входит одиозный кум Путина Медведчук). Интересен тот факт, что большая часть проектов была реализована на жилмассиве Тополь, где собственно говоря и прошло детство экс – депутата городского совета Днепра.
«Прозрачность» деклараций: на что живет семья Гуфманов
Перефразируя фразу из культового фильма «Бриллиантовая рука», Гуфмана можно назвать «человеком контрастов». Действительно, его имя и репутация этого – далеко неоднозначны и вызывают дискуссию в Днепре.
И все же, немногие знают ответ на вопрос: на какие средства живет семья Гуфмана? Согласно данным газеты «Лица», в 2013 году Геннадий Леонидович заработал почти 130 000 гривен при зарплате в 18 000. Внимание привлекает тот факт, что в декларации за 2013 год были указаны все члены семьи Гуфмана – он сам, супруга Яна и четверо детей, тогда как в 2011 году экс – депутат задекларировал только себя и жену.
Кроме того, в том же году он открыл банковский кредит в размере 120 000 гривен, что равносильно его доходам. Гуфману принадлежит квартира площадью 467,6 кв.м, два гаража площадью 29,1 и 23,3 кв.м, а также автомобиль Lexus RX-300 2002 года выпуска. Его жена в той же декларации указала две квартиры в 52,4 и 115,8 кв.м и два автомобиля марки Mazda-3 и Lexus GX-470.
Но сколько же задекларировал Гуфман в 2012, 2014 и 2015 году? С целью выяснить это, мы обратились с запросом в городской совет Днепра, а также в Национальное агентство по вопросам противодействия коррупции, однако в обоих случаях нам пришел отказ в удовлетворении запроса.
Причем, в городском совете Днепра причину отказа объяснили следующим образом «Геннадий Гуфман не является действующим депутатом городского совета Днепра, следовательно, мы не уполномочены давать комментарии по этому поводу».
А вот какой ответ мы получили от НАЗК:
Также нам пока неизвестно, откуда берутся деньги на реализацию благотворительных проектов и в какую сумму они ему обходятся. Сам Гуфман в многочисленных интервью журналистам умалчивает свои расходы на благотворительность.