Жизнь на пенсии: курица раз в месяц и уцененные яблоки
78-летняя Алла Александровна на неделю купила уцененный сыр и пирожки, литр молока, дешевую шоколадку и сметану.
Вы видите их каждый день – бабушкии дедушки в старой одежде, придирчиво выбирающие продукты в магазинах и на рынках, осторожно складывающие нехитрый улов в свои корзинки. «Комсомолка» поговорила с этими людьми и узнала, как они живут на свою пенсию, хватает ли им на коммунальные услуги и лекарства.
Три яблока на неделю
77-летняя Валентина Петровна получает 1800 гривен пенсии, из которых 700 гривен составляет квартплата. Старушка с короткой стрижкой и добрым лицом. Детей у женщины нет.
«Как выкручиваюсь? Я еще неплохо живу – со мной сестра живет, она инвалид, получает 2100 гривен пенсии, а кушает сейчас мало, болеет, - делится Валентина Петровна и показывает продукты, которые купила на неделю - литр молока, пачку сметаны, два апельсина, три уцененных яблока и бублики со скидкой. – Вот, даже смогла позволить себе пасочку уцененную! Правда, курицу не возьму, в этом месяце мы уже ели»…
Оказалось, у Валентины Петровны дела действительно идут неплохо – 1 800 гривен пенсии получают далеко не все…
«Моя пенсия составляет 1 176 гривен, за квартиру отдаю 250 гривен по субсидии и еще 500 уходит на лекарства – у меня диабет и артроз», - рассказывает 78-летняя Алла Александровна – женщина с красиво уложенными седыми волосами. Правой рукой она опирается на костыль. – Сколько там, 400 гривен с пенсии остается? Ну, мне повезло, есть небольшой депозит, и я оттуда понемножку снимаю… Только благодаря этому могу позволить себе два раза в месяц курочку, уцененные яблоки и овощи – капусту, морковку, картошку. Помидоры и огурцы не покупаю, слишком дорого. Но живу лучше, чем многие. На неделю покупаю целых три литра молока, пачку сметаны, сыра грамм 400, если найду уцененный, конечно».
По словам Аллы Александровны, ее подруге, пенсионерке Ирине Дмитриевне, «повезло» меньше.
«Пенсия у нее 1 260 гривен, муж и сын умерли, депозита и надбавок нет. Ходит еле-еле душа в теле»…
Одежду и обувь купить не на что
85-летняя Валентина Петровна тяжело вздыхает, услышав вопрос о пенсии.
«Получаю 1 150 гривен, за квартиру отдаю 300, на остальное, что остается, и живу. Вот весна пришла, разуться надо, а купить обувь не на что. Белье штопанное-перештопанное – стыдно перед собой. По верхней одежде хотя бы не так заметно, что изношенная»…
Пенсионерка одета не по погоде – на ногах теплые сапоги наподобие валенок, на голове вязаная шапка.
«Так и напишите – плохо нам. Вот я по рынку прошлась, лук по 9 гривен кило, не по карману мне… Посмотрела другие овощи – ничего себе позволить не могу. Пасочку хотела на гробки взять, смотрю, вполцены продается, а стоит аж 16 гривен! Для меня это дорого… И это хорошо, что мне лекарств покупать не нужно, никаких хронических заболеваний нет, а то бы померла с голоду. Зимой заболела, температура поднялась, сердце прихватило, так даже не было денег таблетки от простуды купить»…
У Валентины Петровны есть дети, но они ей не помогают – сами еле сводят концы с концами.
«Сын живет в квартире, с ним еще шесть человек – его дочь с тремя детьми, и всех он на себе тянет. Дочка моя не работает и зять тоже, так что рассчитывать на них не приходится. Даже вот приходит сын за квартиру мне заплатить, потому что я не вижу цифр в платежках, и деньги из моей пенсии берет – нет у него».
Старушка сетует, что, если отменят бесплатный проезд для пенсионеров, ей придется закупаться возле дома, где все в разы дороже.
«Зато для прокуроров и депутатов проезд бесплатный, а у нас забрать хотят. И если отменят, никуда ездить не буду - ни гулять, ни на рынок, ни в магазин дешевый»…
«Мы называем это голодомор!»
«Как мы выживаем, спрашиваете? А мы не выживаем. Мы называем это голодомор! - восклицает 85-летняя Галина Константиновна, которая вместе с подругами-пенсионерками сидит на скамейке возле супермаркета. - Какое может быть выживание, если моя пенсия 1 200 гривен, у сестры 950 гривен, а за квартиру мы отдаем 800? Капуста дорогая, купить не могу. Хорошо, я еще осенью заготовила. Иногда вот молоко покупаю, да и то не каждый месяц. Супы варю. Из чего? В собственном соку»…
Галина Константиновна скашивает глаза на сидящую рядом старушку в больших солнечных очках.
«Вот Римме Самуиловне вообще хорошо живется – у евреев община есть, они друг другу помогают. Раз в неделю приезжает девушка, берет карточку и покупает на 100 гривен в супермаркете. А мне, ветерану, участнику войны, заслуженному работнику, не помогает никто…»
Больше всего пенсионерки обижаются на депутатов, которые хотят увеличить себе зарплату, превышающую их пенсии в несколько раз.
«Мы войну прошли, голод и разруху. Мы привыкли выживать и сейчас выживем», - добавляет Галина Константиновна.
Только цифры
В Украине на сегодняшний день 13,5 миллиона пенсионеров, что на 500 тысяч больше, чем количество официально трудоустроенных. При этом средняя пенсия по стране составляет 1 670 гривен при обозначенной законом минимальной зарплате 1 218 гривен. С 1 апреля у работающих пенсионеров отобрали 15% от пенсии. Минимальная пенсия в 2015 году составляет 949 гривен.
Самая эффективная система придумана Маргарет Тэтчер
Сегодняшняя пенсионная система, когда трудоспособные обеспечивают пенсионеров, чтобы при выходе на пенсию их обеспечивало следующее поколение трудоспособных, была придумана еще Отто Бисмарком в 1889 году. Она действует и в Европе, но там жизнь стариков несравнимо лучше жизни наших пенсионеров.
«Практически 90% украинских пенсионеров получают пенсию, не превышающую две тысячи гривен. В Украине такая маленькая пенсия из-за того, что в бюджет поступает недостаточное количество денег. Нехватка в десятки миллиардов гривен. По логике вещей, чем выше официальные зарплаты украинцев, доходы и поступления в бюджет, тем выше пенсия и социальные выплаты. Но на практике очень много предприятий в стране выплачивают зарплаты в конвертах, и одним из факторов, почему работодатели идут путем сокрытия доходов, является необходимость отчислять 32% в Пенсионный фонд. То есть если ваша официальная зарплата составляет 10 тысяч гривен, работодатель должен выдать вам эту зарплату и еще 3200 гривен заплатить в Пенсионный фонд. Естественно, такая нагрузка неадекватна и приводит к тому, что почти все получают минимальную заработную плату и остальное в конвертах», - считает экономический эксперт Борис Кушнирук.
По его мнению, самая успешная пенсионная реформа была внедрена в Великобритании Маргарет Тэтчер:
«Ее суть заключается в том, что все работодатели выплачивают в пенсионный фонд лишь 10% от заработной платы (что для предприятия вполне приемлемо), да и то только тех сотрудников, чей оклад в сумме не превышает 3-4 средних заработных платы по стране. С богатых людей, у которых оклад больше, в пенсионный фонд ничего не взимается, но они в свою очередь менее защищены социально в будущем, их пенсия будет ниже.
Люди могут делать взносы в накопительную систему, самостоятельно выбирая место хранения средств: пенсионный фонд, компания по страхованию жизни или пенсионный счет в банке с особым режимом. За счет накопительного элемента те, кто много зарабатывает, также смогут иметь достойную пенсию.
По мнению Кушнирука, за несколько лет в Украине можно постепенно снизить нагрузку на зарплату до 25%, потом до 20% и так дойти до 10%.