Ігор Куделін. «Мистецтво точки»

image
  • Описание

    Ігор Куделін: «Конечной целью создания проекта — «искусство точки», для меня, является тотальный охват всей прошлой и современной практики модернизма путем введения некого кода или логотипа в виде точки (группы точек). Что позволяет мне свободно путешествовать по стилям и течениям, оставаясь при этом в контексте индивидуальной узнаваемости и концептуальной значимости произведения…..

    «Искусство точки» (художественный проект, который взял начало в 2001 году и продолжается до сих пор) – это персонифицированные воображаемые проекции прообраза макро- и микрокосмоса на образы мира, созданные в области изобразительного искусства».

    Искусство точки

    Писать о любом художнике, не впадая в субъективные суждения о его творчестве, невозможно при всей профессиональной беспристрастности искусствоведа.

    Особенно сложно разбирать его творческие исследования, выстроенные на определённой концептуальности логического авторского мышления, как в художестве одного из представителей постмодернистского искусства Приднепровья – Игоря Куделина. Он очень хорошо знает, что хочет выразить своими пластическими изысками.

    И эта чёткая последовательность размышлений художника держит зрителя как бы в рамках заданности восприятия его произведений, не допускает вольности в их личной интерпретации.

    Отсюда, подчас, излишне категоричная оценка творческих поисков И. Куделина, которая разделяет зрителя на его завзятых поклонников и непримиримых отрицателей.

    Первые считают, что художник вправе выражать своё понимание мира пусть даже не всегда доступным для глубокого осмысления, но своеобразным пластическим языком.

    Вторые, стремящиеся видеть в искусстве только то, что ему понятно, не считаясь с авторской концепцией решения художественного образа, не находя в нём эмоционального отклика своим мыслям и чувствам, считают такое художество слишком «умствующим», а по сему для них неинтересным.

    Что ж… искусство всегда было, есть и будет той уникальной территорией человеческой деятельности, которая даёт удивительную возможность творить по собственному пониманию и умению. И чем художник одарённее, тем свободнее его волеизъявление быть самим собой.

    Игорь Куделин как раз из тех неординарных личностей, которые стремятся оторваться в своём искусстве от земной суеты в мир чистых форм и рациональной упорядоченности.

    Творческое кредо художника – искусство есть разновидность духовной автобиографии, помогающая зрителю найти путь к своему собственному духовному началу, — находит наиболее последовательное выражение в художественном проекте «Искусство точки», начало которого относится к 2001 году и продолжается до настоящего времени.

    Конечную цель проекта автор сформулировал следующим образом: «Искусство точки» для меня является тотальным охватом всей прошлой и современной практики модернизма путём введения некоего кода или логотипа в виде точки (группы точек),  что позволяет мне свободно путешествовать по стилям и течениям, оставаясь при этом в контексте индивидуальной узнаваемости и концептуальной значимости произведения…»

    Развитие проекта предполагает работу И. Куделина над целыми сериями живописных полотен «История Земли», «История Вселенной» и «Дхарма»*, позволяющих раскрыть его представление о Вселенной, его философские размышления о микро и макро Космосе в виде сакральных рефлексий.

    Эти картины художника кажутся воплощением особой максималистской цели – опираясь на принципы упорядоченности, он прибегает к таким характерным приёмам, как статическая гармония, пластический ритм, повторы вертикальных и горизонтальных линий, долженствующих по мысли автора передать безграничность космических пространств и бесконечность течения реки жизни. А это, в свою очередь, позволяет раскрыть художественный образ малыми пластическими средствами, основанными на чистых формах выражения. Однако, простота его художественной лексики вовсе не отождествляется с простотой восприятия. Гармонические колебания цветовых точек  на плоскости холста создают ощущение беспрерывности движения, что придаёт особую выразительность акту восприятия, усиливает визуальный эффект пространственной экспрессии художественного образа.

    И. Куделин исследовал также темы, связанные с пространственными и световыми впечатлениями. Цикл его полиэтиленовых инсталляций, свободно развешенных в экспозиции, благодаря колебаниям освещения, превращают музейные залы в нечто эфемерное, приближаясь к состоянию дематериализации, не зависящему от самого объекта. Человек, попавший в тенеты движущихся световых плоскостей, блуждает словно в некоем безвоздушном пространстве, в котором каждый поворот рождает новое зрительное впечатление с отголоском явной театральности.

    Трудности восприятия творческих усилий И. Куделина окупаются особой духовной наполненностью его художественной пластики, помогающей зрителю размышлять вместе с автором над сложнейшими вопросами воображаемых им прообразов космического бытия, душевного мира, до конца непознанного человеческого сознания, непреходящих ценностей, гармонии мироздания.

     Людмила Тверская, искусствовед, заслуженный работник культуры Украины

    Новости Днепра про Ігор Куделін. «Мистецтво точки»Русский

      Добавить комментарий

        Наверх